Главная / ПСИХОЛОГИЯ / Дислексия: что это такое, коррекция и лечение

Дислексия: что это такое, коррекция и лечение

Дислексия: что это такое, коррекция и лечение

Getty Images

Как жить с дислексией

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Я дислектик и, как ни странно, работаю журналистом. Мне всегда неловко, когда ругают за ошибки. Чувствую себя виноватой, хотя знаю, что ничего с этим сделать не могу. За 7 лет так и не смогла привыкнуть. Писать в открытую о своей особенности раньше просто не приходило в голову. Тем более, что моя форма нарушения – легкая, иногда она месяцами себя не проявляет. И до четвертого класса начальной школы я вообще была круглой отличницей. А потом дислексия сказала «привет!».

Самое смешное, что я понятия не имела, что со мной что-то не так. Думала, что у меня какие-то пробелы в образовании, хотя все базовые грамматические правила помнила наизусть и вечно повторяла, боясь снова оплошать. От чего вместо 5 ошибок в тексте, делала по 45.

А потом, когда я стала редактором на одном проекте и получила выговор от руководства за тотальную безграмотность, мне вдруг вспомнились какие-то странные тесты, которые я проходила в шестом классе школы. И все встало на свои места.

Виды дислексии

«Избирательное нарушение способности при овладении навыками чтения при сохранении общей способности к обучению», – так определяет дислексию «Википедия». Наглядно это выглядит следующим образом: в детстве человек испытывает трудности в письме и чтении, он отстает от всего класса. Затем, с высокой долей вероятности, становится троечником по нескольким предметам сразу. Наконец, в зависимости от формы и степени «особенности», личной биографии и наличия психотравм, дислектик стыдливо признается в своей безграмотности и пытается как-то с этим жить, пройти классический путь социализации, как все «нормальные» люди, не делая себе никаких скидок и считая себя неудачливым, глупым, бездарным…

Главная проблема отечественного дислексика в неосведомленности учителей и родителей о том, что это такое. В школе таких ребят вгоняют в стресс – «ну почему снова три ошибки в одном слове!», пытаются наказать, ссылаясь на лень и невнимательность. От стресса появляется еще больше ошибок и страхов их совершить, еще более яркое проявление дислексии.

Дальше ребенка отправляют к психологам и дефектологам, которые подчас и сами не разбираются в вопросе. Он проходит бесконечное множество тестов на внимательность, его учат держать ручку, осанку и мыслительный тонус, на миг ему кажется, что проблема решена… Но дислексия, увы, лечению не поддается. И полного устранения дислексии быть не может.

Нарушение? Особенность!

Сегодня найдена группа генов отвечающая за развитие дислексии. Можно сказать, что эта особенность передается по наследству и имеет несколько степеней тяжести. Дислектическими нарушениями в той или иной степени может страдать каждый пятый взрослый.

С возрастом дислексические особенности могут ослабиться, но это происходит, скорее, из-за психологического фактора: дети уделяют внимание своим оценкам и успеваемости, сравнивая себя с одноклассниками, а у взрослого человека появляется возможность писать и читать в удобном для себя темпе, не задаваясь вопросом о важности собственной грамотности.

Впрочем, не хочется говорить о дислексии как о болезни. Дислексик, согласно одной из современных теорий, обладает особым восприятием мира, талантом к искусству и предпринимательству. Британские исследования показали, что около 40% успешных бизнесменов – дислектики. В список знаменитых дислектиков попали Томас Эдисон, Ганс-Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Леонардо ДаВинчи, Агата Кристи, Киану Ривз, Том Круз… и даже Александр Сергеевич Пушкин! И кто скажет, что эти люди – бездарные двоечники?..

Специалисты считают, что особенность дислексии – в неспособности сопоставить буквы и слова. Дислексии также сопутствует дисгарфия – нарушение процесса письма. Дислектик обычно читает медленней других людей, делает много ошибок в тексте, затрудняется в освоении печатных инструкций и так далее. У него также могут присутствовать стилистические ошибки потому, что он испытывает понижение так называемой «спонтанной концентрации» во время работы со словами.

Лично я знаю за собой такую особенность: когда пишу что-то быстро, у меня очень много ошибок в тексте. А потом, когда автокорректор «Ворда» подчеркивает мне их красными линиями, я еще долго не могу понять, что здесь не так.

Коррекция дислексии

Заметить это можно уже в начальных классах школы: учителя сообщают родителям о том, что ребенок отстает от всего коллектива. Но чтобы наверняка выявить дислексию, следует отправить ребенка к специалисту.

Детские психологи и дефектологи, работающие с дислексией, знают разные методики, которые помогают детям с этой особенностью жить в обществе. Коррекционные программы от дислексии никого не избавят, но существенно облегчат человеку жизнь.

Важная составляющая работы с маленьким дислектиком – психологическая. Он не должен считать себя умственно-отсталым, дефективным, плохим. Некоторые психологи отличают дислектиков по одному только «колючему» поведению. Над ними часто смеются в школе, а учителя еще и подливают масла в огонь постоянными замечаниями. Помни, что маленький дислектик нуждается в защите и принятии себя таким, какой он есть.

А если тебе самой знакомы все эти выговоры за безграмотность, просто подумай о том, что дислексия – это как цвет глаз и волос, рост и оттенок кожи: всего лишь одна из составляющих тебя, полноценной. И лечения дислексии просто нет, это — не болезнь!

Кстати, мой отец тоже дислектик. И ничего! Читает лекции, проводит семинары, не чувствует себя обделенным. И в глубине души, я знаю, мы оба немного гордимся тем, что у нас есть такая особенность. И что она не мешает нам делать то, что больше всего нравится.

Текст: Дарья Мазуркина

Источник

Оставить комментарий